Выравнивание громкости LUFS

Давно планировалось рассказать о достаточно интересной задаче, хотя и не относящейся напрямую к нашему сервису – о выравнивании громкости треков. Причем треков, предназначенных для трансляции в публичных пространствах, общественных помещениях, и т.д.

Задача эта, на первый взгляд, проста. В конце концов, кафе, ресторан, вокзал или аэропорт – не концертный зал, и даже не кинотеатр. И качеством звука, казалось бы, в известных пределах можно пренебречь. И акустические системы там установлены не самые хорошие (зато их много), и акустика самих помещений мягко говоря, не идеальная – эхо, долгая реверберация, шум от разных устройств – вентиляции, торгового оборудования, холодильников в супермаркетах…

Кроме того, казалось бы, звуковой фон – всего лишь фон. Акцент на качестве звучания и не нужен.

Да и вообще, вот уже лет 15 как существует плагин для Winamp, который позволяет выравнивать громкость автоматически. А в крайнем случае -давайте прогоним все треки через компрессор, зажмем его “под ноль”, и дело с концом.

Но, к сожалению, сделать сделать звуковой фон реально работающим, и не вызывающим раздражение – не так проста и тривиальна, как кажется. И главная сложность заключается в том, что шум в помещении изначально может быть таким, что для общения людям уже приходится повышать голос выше комфортного уровня. Даже без всякой музыки.

И музыка уже изначально, как бы она ни была настроена – или мешает (звучит слишком громко), или её не слышно – звучит слишком тихо. А всё потому, что грань между громко и тихо очень и очень тонкая.

И наша задача – вклиниться в неё (в этот очень узкий динамический диапазон), да ещё и не внести при этом слишком большие искажения в сам трек. Ведь в нем уже реализован замысел звукорежиссера, который его сводил.

Итак, вот минимальный список шагов, который на наш взгляд, необходимо предпринять для корректного выравнивания громкости. Сразу оговоримся, что обработкой не получится устранить ошибки проектирования системы трансляции.

  1. Частотная коррекция. Не всегда она необходима. А если и приходится к ней прибегнуть, то она как правило минимальна. Задача здесь заключается в том, чтобы максимально деликатно сделать треки как можно более близкие друг к другу. На громкость мы пока вообще не смотрим. Помогает нам в этом разумеется, обычный графический или параметрический эквалайзер, тут уж кому что больше нравится.
  2. Выравнивание динамического диапазона внутри трека. Это, к сожалению, самый болезненный и трудоемкий процесс. Я лично делаю сначала нормализацию, затем, если требуется, разделение трека на громкие и тихие участки – не всегда они есть, но если есть, то лучше нормализовать тихие участки вручную. Да, это нарушает оригинальный замысел сведения, но в противном случае, мы рискуем или просто не услышать тихий фрагмент композиции, или убить его чрезмерной обработкой при попытке вытянуть динамическим компрессором.
  3. Собственно, компрессия. Не всегда она требуется вообще. Если трек изначально сведен так, что динамический диапазон на всём протяжении трека не превышает пары-тройки децибел, то смысла в данной процедуре может и не оказаться. Но, если всё таки осуществлять компрессию с последующей нормализацией, то предпочтение стоит отдать многополосному компрессору и чуть заморочиться с его настройкой, чтобы поджатие динамического диапазона внесло минимальные искажения в общее звучание. Я лично привык к Multimaximizer от Waves, но есть и другие варианты.
  4. И наконец, самый важный этап – выравнивание по LUFS. Стоит прогнать весь трек через анализатор, и оценить как мгновенные значения громкости по кривым LUFS, так и усредненные. С некоторым опытом, придет понимание, стоит ли в каждом конкретном случае с данного шага возвращаться на предыдущие, или всё уже и так достаточно ровно.
Выравнивание громкости треков по LUFS

Выравнивание громкости треков по LUFS

Я не привожу здесь конкретных значений параметров для всех этих процедур. Лично я предпочитаю на финише получать треки с -15LUFS это позволяет использовать почти весь доступный с точки зрения числа уровней формата оцифровки динамический диапазон, и оставляет некоторый запас “вверх” для сохранения хоть сколько-нибудь приличного динамического диапазона внутри трека.

Кроме того, конкретные значения параметров компрессора тоже сильно зависят от условий, в которых будут звучать ваши треки. Насколько высок уровень фонового шума, и насколько важно людям в общественном пространстве комфортно общаться. Очевидно, что в ресторане или в холле вокзала например, эти условия будут несколько разными.

Ну и конечно, неплохо бы учитывать и АЧХ акустики, а уж совсем хорошо – и АЧХ помещения.

Кроме того, мы рады помочь вам в решении поставленной задачи.

Вы можете связаться с нами например, в группе вконтакте, и получить соответствующую помощь.